28.01.2010

iPad: двигатель онлайновой торговли

Если обратить внимание на дату появления iPad, то становится очевидно, что этот планшет был придуман вовсе не для интернет-сёрфинга, просмотра картинок или работы с офисными документами. Джобс рассчитывает на серьёзный куш от интернет-торговли электронными книгами.

В общем-то, вовсе не одними только книгами, но именно онлайновая книжная торговля должна стать тем локомотивом, который потащит за собой покупки музыки, видео и программ. Момент выбран удачно: именно сейчас нарастает бум электронных книг и устройств для их чтения. На прошедшей в начале января выставке CES 2010 чуть ли не каждый уважающий себя производитель электроники продемонстрировал хотя бы опытный образец компактного ридера. Чаще «электрокнижек» на CES встречались только 3D-телевизоры.

Старейший книжный интернет-магазин Amazon рапортует о том, что впервые за рождественский сезон продажи литературы в электронном виде превысили продажи бумажных книг, а читалка Kindle стала самым популярным подарком. Да что там говорить, если даже в московском метро уже никто не удивляется пассажирам с компактными электронными книгами в руках. Причём, как правило, это вовсе не молодёжь, по определению обожающая гаджеты, а люди средних лет и старше!

Специально под новое устройство (как когда-то под iPod и iPhone), в Apple запускают новый интернет-магазин iBookstore по образцу iTunes и App Store. Уже объявлено о достижении соглашения с такими крупными международными издательствами, как Penguin, Harper Collins, Simon & Schuster, Macmillan и Hachette book group. Газета The New York Times даже намерена выпустить собственное приложение для чтения своего издания на iPad, в то время как обычные книги будут приобретаться и выводиться на экран через программу iBooks.

В качестве основного формата электронных книг выбран кросс-платформенный ePub, основанный на XML. Как и в iTunes, поддерживается не только покупка электронных книг через iBookstore, но и загрузка собственных файлов – очевидная уступка потенциальным покупателям.

Самое поразительное, что чисто с технической точки зрения iPad как ридер электронных книг – это позапрошлый век. Сегодня в моде «электронные чернила», работающие в отражённом свете, максимально напоминающие печатный лист бумаги и практически не потребляющие электроэнергии. В iPad же мы снова видим светящийся жидкокристаллический экран с заметными глазу пикселями, быстро утомляющий и портящий зрение. Сравним, например, Kindle DX и iPad: у обоих – 9,7-дюймовые экраны, только у первого – на базе e-ink. Разрешение дисплея Kindle DX – 1200 х 824 пикселя при 150 точках на дюйм, iPad – 1024 x 768 при 132 ppi. Да, iPad цветной, но часто ли вам нужен цвет при чтении книги или газеты? Наконец, уже существуют полноцветные ридеры на основе «электронных чернил», например, Fujitsu FLEPia, и их появление в широкой продаже – лишь вопрос времени.

Как и всякое универсальное устройство, iPad соткан из компромиссов: вроде бы, на ЖК-экране не слишком удобно читать книжки, зато здорово смотреть фильмы. Но для фильмов 9,7-дюймовый экран – это просто смешно, однако на внешний можно вывести видео только в разрешении до 1024 x 768. Более того, аппаратно поддерживается разрешение H.264 всего лишь до 720p – не будем забывать, что это «айфон-переросток» на базе ARM-процессора, а не полноценный компьютер. Забавно, но из того же айфона в iPad перекочевало отсутствие многозадачности и поддержки flash в браузере.

Добавим к этому столь любимые Apple штучки: проприетарные разъёмы (30-контактный порт вместо стандартных USB), отсутствие камеры, карт-ридера и HDMI, необходимость приобретать любые видеоадаптеры отдельно…

Наконец, самый лёгкие модификации весят 680 г, а это на самом деле очень много для устройства, которое предполагается держать в руках. У меня был UMPC Samsung Q1 Ultra, который весил примерно столько же, (но, кстати, был на-а-а-амного мощнее iPad и представлял собой полноценный компьютер), и могу вас заверить, что долго держать в руках такой девайс очень утомительно. Сравните: 6-дюймовый Sony Reader весит всего 250 г!

А если, как показал сам Джобс на презентации, для полноценного использования iPad и, в особенности, ввода текста, его нужно держать на коленях, то чем он лучше нетбука или того же MacBook Air? Зачем тогда сенсорный экран с мультитачем и большая экранная клавиатура, если на практике ими невозможно пользоваться на весу, как в iPhone/iPod touch? А если это портативный плеер, то какой в нём смысл, если он не помещается в карман?

Что касается цен, то их обсуждать, наверное, бессмысленно: для потенциальных клиентов Apple это не проблема, хотя в России за 500-долларовую базовую модель запросто могут просить и больше тысячи.

На презентации iPad Стив Джобс много говорил о том, что устройство, промежуточное между айфоном и ноутбуком, должно выполнять какие-то ключевые функции лучше, чем смартфон и лэптоп, иначе оно не имеет права на существование. Что же iPad делает лучше? Большой вопрос. Разве что он куда лучше способствует покупке разнообразного цифрового контента, который так хорошо выглядит на большом цветном экране…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *